anrei_trailrun (anrei_trailrun) wrote,
anrei_trailrun

Трейл «КАРПАТИЯ 2014» - сказочная прогулка в 160 км.

Вместо предисловия. Трейл «Карпатия» для меня и некоторой группы единомышленников стал традиционым: в 2014 году соревнования проходили уже в третий раз. При этом такое грандиозное спортивное мероприятие не имеет достойного информационного освещения. Оно широко известно в узких кругах, но для всех остальных остается загадкой даже само название этого спорта - "трейл раннинг". Надо что-то менять, подумалось мне. В результате и родился этот рассказ.

Карпатия3 035
Футболки участникам (к слову, из оригинального полартека, для тех, кто понимает;)

А теперь по порядку.

В этом году "Карпатия" немного поменяла свой формат. В прошлые годы это был суточный забег в горах с несколькими альтернативными дистанциями (около 100 и 50 км с набором высот около 5000 м). В этот раз организаторы решили побаловать нас многодневкой. Всего гонка разделялась на три этапа, каждый от 50 до 65 км, в сумме участникам необходимо было преодолеть за три дня расстояние более 160 км и общий набор высоты более 7500 м. Также можно было любой этап бежать в отдельности.
Сразу маленькая оговорка. Надо понимать, что километр в горах - это не километр на стадионе, тщательно отмеренный рулеткой. Поэтому даже на сертифицированных гонках озвученную длину маршрута надо понимать как в том анекдоте: "Сколько будет дважды два? Ну, где-то семь, восемь..." И реально пройденный маршрут будет несколько отличаться от официальной цифры на 5-7% - это нормально.

Вопрос регистрироваться или нет для меня не стоял: в ближайших окрестностях подобных мероприятий крайне мало, и упускать такую возможность нельзя. Кроме того, хотелось попробовать новый для меня формат многодневных соревнований. Одной из немногих женщин на все три дня зарегистрировалась и моя девушка Лина (для нее это была вторая Карпатия).

Как известно, дорога до цели иногда бывает сложнее и интереснее самой цели. Из Крыма выбраться удалось вполне благополучно, только украинские таможенники, обнаружив у нас в рюкзаках полный "набор юного сепаратиста" от фонариков до спальников и горелки, пошутили: "А камуфляжика с собой не везете?" Но вот от Киева до Львова доехать оказалось непросто. Билеты на поезд в Крыму нам не продали, а на месте их не оказалось. Пришлось 9 часов трястись в автобусе. Из Львова до Воловца (место старта) билеты взяли на половину третьего ночи (утра?) с прибытием около 7 утра. Итого: больше суток в поездах, автобусе, прогулки по Киеву и вечерне-ночному Львову и что-то около 3 часов рваного сна (в сумме) в ночь перед стартом трехдневной гонки. По-моему, идеальный график.

Находим место старта, регистрируемся, получаем карты, легенды, футболки (на фото выше) и начинается подготовка.
перед стартом
"Ламинирование" карты скотчем - ритуал, ставший для нас уже обязательным.

перед стартом2
Отважные белорусы, не испугавшиеся злых бЕндеровцев.

Карпатия2 061
Вот такие портянки нам выдавали на старте каждого дня.

Для начинающих, возможно, будет интересно и полезно.
Cписок моего снаряжения c краткими пояснениями:
Кроссовки Salomon XA 3D ultra 2 (со второй стелькой из асиксов)
Функциональное белье zajo: футболка с коротким рукавом, трусы (футболка нормально, а вот шорты надо подлиннее, а то пришлось бежать через 20 км слегка "косолапо", чтобы не растирались ноги)
Штормовка Мармотовская (пользуясь случаем: антиреклама мармотовской мембране "присып" - г. редкостное, растрескивается в хлам через год, и не только у меня)
Рюкзак Deuter Bike 1 (Для бега так себе, великоват и тяжеловат, но сойдет)
Питевая система Source 3 л (отлично, заливал иногда все три литра, т.к. был участок около 27 км без воды)
Палки BD Trail (отлично)
Фонарик BD SPOT (так себе)
Навигатор Garmin MAP 62 s (выручил неплохо, оправдывает свой вес в 270 г)
Компас, аптечка, телефон, перчатки, еда. Может, что-то и забыл упомянуть:)

Отдельно хочется сказать по еде. Поскольку организаторы перевозили наши рюкзаки со старта на финиш, мы затарились 1 кг лимонов и 3 кг апельсинов на двоих - как оказалось, вполне оправдало себя. Пункт питания был один на каждый день. Я с собой брал бутерброд с салом, колбасой, козинак, халву, абрикосы сушеные и др.

Карпатия1 014
Краткий предстартовый брифинг...

Карпатия1 036-MOTION
Карпатия1 035
... и понеслась!

Со старта нас ожидал почти километровый подъем (профили и треки есть на сайте гонки) Тут следует сказать, что я высоких целей перед собой не ставил: за две недели до этого довольно неплохо финишировал на 100 км по асфальту на Княжеской сотне, и полностью восстановится не удалось, за две недели набег был километров 10-12 :). Поэтому, отпустив лидеров, стал подниматься себе в удовольствие. Тем более, что красоты вокруг были непередаваемые.
Изображение 079
К моему удивлению, на середине подъема я начал уверенно обгонять других участников, что, правда, не помешало мне слить половину набранного преимущества на хребте.

Заметки для начинающих: в трейлах дистанция должна быть маркирована. На "Карпатии 2014" маркировка была сделана яркой оранжевой краской. Большая часть дистанции была маркирована так, что даже карту доставать необходимости не было. "Косяки" были только в нескольких местах, там многие блуждали. Меня здесь выручил навигатор. Как по мне, это только добавляет гонке интереса :)

На полонине Боржава стало как-то грустно: ноги неплохо шли и даже изредка бежали, но голова чего-то совсем не хотела варить. Поэтому я впервые за свою не столь значительную практику стал "цеплятся" за других участников и бежать за ними, развлекаясь болтовней обо всем на свете. Так мы успешно добрались где-то до 30 км, и тут мимо нас, как паровоз на всех парах, пронесся Шура Оливсон (на фото)

Карпатия1 010
Главный организатор и идейный вдохновитель данного "безобразия" - Александр Оливсон, бежал все три дня как участник.

Найдя себе нового "пейсмейкера" я радостно устремился за ним. К слову, присел ему я не только "на хвост", но и на уши :). В итоге завершающие 25 км первого дня прошли довольно бодро, удалось даже обогнать нескольких товарищей, которые не так равномерно распределили силы на финише, и вплотную приблизится к пятерке лидеров. Дополнительную скорость придавало то, что на подходе к финишу началась сильная гроза (одна молния шарабахнула в непосредственной близости - метров 300-400 от нас, заставив меня слегка пригнутся от испуга), мелкий град и дождь делали нам расслабляющий массаж, а роскошная радуга за несколько км до финиша выполняла роль финишной арки.
Одним словом - сказка!

Карпатия1 057
Финиш 1-го дня.

Результат первого дня был неплохим: мы пришли спустя час за четверкой лидеров довольно тесной группой из 6-7 человек. 54 км и 3000 набора высоты за 8 ч 42 мин. Но главное: ноги свежие, состояние отличное.

Лина финишировала неожиданно быстро для меня, при этом довольно свежей: за 11.31, 4-я среди женщин.

Ночь в палатке, на сон удается выкроить что-то около 6 часов, т.к. старт в 8 утра, а к этому времени надо все приготовить и собрать палатку.

Утро. Овсянка пригорела. Мокрые кроссовки. Приходит понимание того, что на многодневки надо брать несколько пар обуви.
Едим овсянку, почти ничего не собрано, громкое объявление организаторов: до старта 15 минут!
Мысли в голове: "Х%@__*#@__@!!!!"
"Десять минут до старта!"
Торопливые сборы.
"Пять минут до старта!"
Лихорадочные сборы палатки и рюкзаков.
"Десять секунд до старта!"
Закидываем рюкзаки в общую кучу и...
Карпатия2 006
... кони понеслись!

Многие, как потом оказалось, не успели на общий старт и выбежали позже (без продления времени старта).

Стартовалось хорошо, гораздо лучше, чем в первый день, но усталость небольшая была.
Где-то на 5-6 км вспоминаю, что у Лины сегодня день рождения, а я и не поздравил (она сама, оказывается, вспомнила еще позже).

Маршрут интереснейшим образом начинает игнорировать дороги и тропы и направляется прямиком через лес по крутому склону вверх. Ну, нас, привыкших ходить по азимуту, этим не испугать.

На хребте догоняю еще одного участника, он, оказывается, волонтерил две недели назад на Княжеской сотне и поливал меня водой, спасая от жары. Да, тесен спортивный мир!
Вместе проходим хребет, мы где-то 6-7-е, выходим из леса. Маркировка удивительным образом пропадает. Достаю навигатор, бежим по треку. (Позже выяснилось, что маркировку делали заранее, а в этом месте ее наносили - или не наносили? - на траву, т.к. больше некуда, и она просто стерлась.)

Прибегаем на КП, отмечаемся, спрашиваем, какие мы, судья шутит, что первые. Жалуемся на маркировку, что-то там еще. И тут судья дает мне КП, говорит: "Повесишь на г. Барвинок, это воон та вершинка."
Оказалось, он не пошутил про то, что мы первые! Внизу в селе видим группу из 5 человек - это лидеры, пытаются найти КП. Посмеялся и побежал к ним вниз. Догнал их уже в с. Негровец, крикнул, что КП им засчитали, а следующее у меня.
"Красота такая, что аж мурашки бегают..." (с) Верютин Дмитрий

Дальше предстоял неплохой подъем в 1 км по вертикали. Меня догоняет Дима Верютин, отдаю КП ему, понимая, что он меня обгонит.
Вода заканчивается, жара, подъем. Регидрон в утренней суматохе забыл. Начинает потихоньку накрывать. Непонятно, сколько еще не будет воды, возможно, придется штурмовать весь хребет (1700 м высота и более 12 км дистанции до источника на карте) без воды. Но, о чудо! Источник! Чувствую, что гликоген в организме подходит к концу - 20 км от старта, больше 1 км набора, а жировой обмен у меня не очень. Бутерброд в топку! Еще один, для верности. Но поздновато заметил, темп уже потерян.
На источнике меня догоняет Шура Оливсон. Отшучиваюсь, что, дескать, специально ждал его. Идем вверх, Вершина Барвинок, КП, которое я должен был повесить, нахожу без проблем, бежим дальше.
Вид с г. Барвинок на г. Негровец (высшая точка гонки) и хр. Пишконя

Легкий спуск с Барвинка и тут... опаньки, а надкостница-то на ножке побаливает!
Вспоминаю адские муки после прошлогодней Карпатии, когда неделю еле передвигался и месяц вообще не бегал.
Не-не-не, дурних нема! Мы в курсе, чем это заканчивается. Сразу понимаю, что если до следующего ПП (пункт питания) через 12 км не перестанет болеть - буду сходить с дистанции.
Сажусь на травку, пытаюсь размять "калканоподобную" (то бишь, камбаловидную) мышцу. Не помогает. Потихоньку иду, опять лежу, любуюсь красотами. Эластичный бинт. Опять массаж. Пролежав так в сумме часа полтора-два, все-таки потихоньку иду дальше.
Порадовало - многие обгонявшие участники предлагали мне треккинговые палки, в том числе и девушка(Настя Данилюк)! Не ожидал такого участия, хотя, наверное, сам бы тоже предложил.
За пару км до КП происходит забавный случай: развилка дорог, по логике надо прямо и вниз, но в легенде указано "направо по синей маркировке" (позже понял, что это для следующей развилки). Сижу на развилке, все равно спешить некуда. Мимо пробегает участница из Белоруссии Светлана Монастырская, я ей показываю НЕПРАВИЛЬНУЮ дорогу, она благодарит и бежит дальше. Через пару минут и я бегу туда же. Через 200 м по треку понимаю, что не туда. Но совесть не позволяет развернутся: раз уж не туда направил, надо и самому идти. Подхожу к озерцу, навстречу еще один участник, видим Свету, которая уверенно огибает озеро. По навигатору напрямую спускаемся по прекраснейшему 40-градусному склону, заваленному деревьями. Все, моя гонка заканчивается на 90 км.
Карпатия2 038
Мое окончание гонки(

Лина финишировала в половину второго ночи, последняя из тех, кто дошел в этот день и третья из девушек, которые прошли два дня. На третий день выходить не стала - слишком растерла размокшие ноги (берите запасную обувь на многодневки!)

Карпатия2 078
Вот такие последствия гонки.

Немного юмора:
Карпатия2 056
В правом углу Андрей обсуждает с Андреем превратности трассы, Андрей их внимательно слушает. При этом Андрей на подходе к финишу, а Андрей и Андрей сошли с дистанции на кп, где судья - Андрей, бежавший в 1-й день. И это при 40 участниках :)

Главные выводы по гонке для меня:
1. Многодневные соревнования - тоже интересный формат.
2. Две недели между серьезными стартами - пока непосильная для моего ОДА нагрузка.
3. Обязательно берем на многодневки несколько пар обуви!
Карпатия2 023

Отдельное спасибо всем, кто участвовал в организации - три дня этого сумасшествия не намного проще, чем пробежать всю дистанцию!

Надеюсь на продолжение и рост соревнований в следующем году.

Фото бесстыдно украдены у Натальи Оливсон, Марты Грек и Миколи Стукало.